Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Материалы

Цели, задачи и функции СРО

Отдельные направления деятельности, в которых создаются СРО, ввиду их особой важности выведены из сферы действия ФЗ о СРО, они выделены в специальные группы и подлежат специальному регулированию.

1) градостроительной деятельности. Согласно п. 2.1 ст. 1 ФЗ о СРО, вопросы создания, функционирования СРО, создаваемых в сфере градостроительства, подлежат регулированию Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

2) деятельности в финансовой сфере. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о СРО вопросы организации и деятельности СРО в данной сфере регулируются ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 № 223-ФЗ (далее – ФЗ о СРО в сфере финансового рынка).

Указанные две большие группы, в свою очередь, подразделяются на несколько, в зависимости от конкретного вида деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом.

Кроме того, особенности организации и деятельности СРО в отдельных сферах закрепляются специальными отраслевыми нормативными правовыми актами.

Так, например, создание СРО в сфере рекламы, их задачи и функции предусмотрены ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, СРО, создаваемых в сфере аудита – ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ и т.д.

1) осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности;

2) является самостоятельной и инициативной;

3) заключается в разработке правил и стандартов, соблюдение которых является обязательным для членов конкретной СРО, а также в осуществлении контроля со стороны СРО за соблюдением указанных правил и стандартов членами СРО.

1) представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов входящих в них членов;

2) достижение общественно-полезных целей;

3) иные цели, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

Более подробно примерные цели создания и деятельности, функции отдельных видов СРО определяются ФЗ о СРО, ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, специальных федеральных законах о СРО в отдельных сферах.

В соответствии со ст. 6 ФЗ о СРО функциями СРО являются утверждение условий членства в организации, контроль за соблюдением членами организации требований законодательства и условий указанных условий членства, применение, в порядке установленном законодательством и документами СРО, мер дисциплинарного воздействия на своих членов, представление интересов членов СРО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и т.д.

Согласно ст. 2 ФЗ о СРО для организаций в сфере финансового рынка обозначены такие цели создания и деятельности, как развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ, реализация экономической инициативы членов СРО, представление и защита интересов членов СРО в ЦБ РФ, органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах и т.д.

Как указывалось выше, для отдельных, конкретных видов деятельности цели, задачи и функции соответствующих СРО определяются специальными федеральными законами.

Наконец, конкретные цели, задачи и функции для каждой отдельной СРО определяются в уставах СРО, но, при этом они должны отвечать и не могут противоречить тем целям и задачам, которые определены законодательством.

1 Повышение качества работ в той сфере, где работает СРО (инженерные изыскания, проектирование, строительство и т.д.).

2 Предупреждение недостатков в работах и услугах членов СРО, которые могут повлечь вред жизни и здоровью, имуществу, окружающей среде, памятникам культуры и так далее.

Функции

  • разработка правил членства в СРО, критериев участия, порядка приема и исключения из СРО;
  • формирование компенсационных фондов, из которых возмещается вред, нанесенный участником СРО третьим лицам и обеспечивается исполнение контрактов по тендерам;
  • применение мер воздействия на компании или предпринимателей, которые нарушают правила СРО;
  • разрешение споров между членами СРО (для этого создается третейский суд);
  • представление интересов участников СРО в государственных и муниципальных органах власти;
  • рассмотрение отчетности, предоставляемой участниками СРО: оценка объемов работ, качества заполнения документации;
  • организация обучения для участников СРО по основному виду деятельности: повышение квалификации, сертификация услуг и работ, аттестация сотрудников, презентации новых технологий, новых стандартов и т.д.;
  • публикация и обеспечение доступа к информации о деятельности членов СРО в объемах, требуемых законодательством. У каждой саморегулируемой организации есть свой сайт, на котором размещаются необходимые сведения;
  • рассмотрение жалоб на участников СРО со стороны пользователей их услуг.

Исходя из указанных выше функций и целей делаем вывод, что СРО – это посредник во взаимоотношениях между бизнесом и госорганами, благодаря которому государство регулирует рынок и экономит на контролирующих органах (контроль фактически оплачивают сами участники СРО), а предприниматели получают административную поддержку и возможность цивилизованно страховать свою ответственность перед клиентами.

Права и обязанности СРО

Как и другие некоммерческие партнерства, СРО вправе оспаривать решения любых государственных органов, если эти документы затрагивают интересы участников саморегулируемых организаций. Также СРО могут участвовать в процессе разработки законов, связанных со сферой их деятельности, предлагать собственные разработки, запрашивать в госорганах любую информацию, касающуюся саморегулируемых организаций.

Обязанности

Одна из основных обязанностей СРО – проведение аттестации, обучения и повышения квалификации своих участников. Отдельные СРО сертифицируют продукцию и услуги, оказываемые членами организации (добровольные сертификаты качества по стандартам ISO). Также некоммерческие партнерства обязаны контролировать качество работ своих участников.

  • СРО не может становиться учредителем других организаций (кроме собственных филиалов);
  • СРО не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (т.е. получать прибыль – это значит, что все ее доходы должны быть распределены на основные цели деятельности);
  • СРО не может передавать в залог свое имущество;
  • СРО не вправе становиться поручителем для лица, не входящего в состав этой саморегулируемой организации.

История саморегулируемых организаций в России

Необходимость появления СРО в России была осознана государством и участниками рынка в начале 90-х годов прошлого века и была обусловлена несколькими причинами.

Так, в этот период стало очевидным, что при формировании рыночных отношений не все вопросы регулирования на каком либо конкретном рынке могут быть решены только государством и вообще должны им решаться путем принятия специальных законодательных мер.

Ряд функций по обеспечению единообразности документооборота и приняли на себя первые СРО.

В этой связи, очевидно, что первые СРО создавались на рынках, которые в то время находились в стадии формирования и переживали особенно бурный рост, прежде всего финансовом рынке, рынке ценных бумаг.

Например, в мае 1994 года была создана первая такая организация на финансовом рынке – Профессиональная ассоциация участников фондового рыка (ПАУФОР).

Целью создания указанной СРО являлась разработка и утверждение специальных стандартов, которые должны были использоваться участниками рынка ценных бумаг, установление единых требований для участников рынка и осуществление контроля за соблюдением указанных стандартов и требований. Первыми членами данной СРО являлись более 10 наиболее крупных участников рынка, осуществлявших и обеспечивавших значительную часть сделок с ценными бумагами.

Отметим, что одной из важнейших целей создания указанной СРО являлась и собственно организация торговли ценными бумагами между ее членами, которая позднее была переведена в Российскую Торговую Систему.

Также, в 1994 году была создана Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), а в 1996 году – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая создавалась на базе ПАУФОР уже в качестве собственно СРО.

Еще по теме  Школьный психолог не имеет права назвать вашего ребёнка больным – это не в его компетенции

Новый этап в развитии указанных СРО наступил с принятием в 2015 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

Отметим, что с принятием ФЗ о СРО в сфере финансового рынка существенно изменены и полномочия самих СРО.

Так, например, если ранее решение вопросов по принятию стандартов, правил деятельности входящих в СРО членов, относились к компетенции СРО, то, согласно указанному закону СРО осуществляет только функцию по разработке стандартов, правил, а их утверждение отнесено к компетенции ЦБ РФ.

Не менее обширна история создания и деятельности СРО и в других сферах.

Так, например, первая организация, объединившая участников рынка услуг по оценке (СРО «Российское общество оценщиков») была создана в 1993 году.

Позднее Российское общество оценщиков, в связи с вступлением в силу ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 09.07.1998 № 135-ФЗ, приобрело официальный статус саморегулируемой организации, а в 2007 году было внесено в Единый государственный реестр СРО.

Также, в 2002 году была создана одна из крупнейших СРО, объединяющая арбитражных управляющих – Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих.

Наконец, отметим, что существенные изменения в статусе, полномочиях и деятельности СРО произошли в связи с принятием в 2007 году ФЗ о СРО и в таком виде СРО создаются  и осуществляют свою деятельность в настоящее время.

Какие документы регулируют работу СРО

Содержание документа Кто принимает документ
Требования к членам СРО, установление размера и порядка уплаты вступительного и членских взносов Общее собрание участников СРО
О мерах дисциплинарного воздействия на членов СРО и порядок рассмотрения претензий к участникам СРО Общее собрание участников СРО
Об отчетности участников СРО и способах рассмотрения этих отчетов Правление СРО
О формах профессионального обучения и аттестации участников СРО Правление СРО
О контроле за соблюдением членами СРО стандартов и условий нахождения в составе СРО Правление СРО
О компенсационном фонде, из которого возмещается ущерб третьим лицам за нарушение обязательств членами СРО Общее собрание участников СРО
О стандартах и правилах деятельности, обязательных для участников СРО Правление СРО
О руководящих органах СРО (свой документ для каждого органа) Общее собрание участников СРО
Другие документы На усмотрение общего собрания участников СРО

Деятельность СРО также контролируется. Список проверяющих органов в различных сферах содержится в постановлении правительства №1202 от 22 ноября 2012 года. Деятельность СРО в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий контролирует Ростехнадзор, который обязан не чаще, чем раз в два года проводить плановые проверки.

Возможны и внеплановые – по обращениям заинтересованных лиц (например, участников СРО, которые считают, что с ними поступают не по правилам организации). Также правами контроля за соблюдением СРО обязательных требований по численности организации и стандартам деятельности наделена ассоциация “Национальное объединение строителей” (НОСТРОЙ).

Финансирование деятельности, имущество СРО, компенсационный фонд

Финансирование деятельности СРО осуществляется в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

1) взносов членов организации;

2) использования имущества организации.

При этом, важно, что СРО, в соответствии с законодательством, являются собственниками своего имущества (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ).

Из этого вытекает одна из особенностей СРО – по общему правилу ни организация, ни ее члены не отвечают по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом.

Взносы членов СРО могут быть вступительными, регулярными и специальными.

ГК РФ специально предусмотрено, что внесение взносов является одной из обязанностей членов СРО.

Для СРО, создаваемых в сфере финансового рынка, предусмотрено, что формирование имущества СРО может производиться за счет вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, доходов от использования собственных денежных средств СРО и других источников, не противоречащих законодательству.

Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Порядок определения размера и порядок внесения членских взносов определяются уставом организации, а дополнительных – уставом и решением высшего органа конкретной СРО (п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Так, например, в Ассоциации «Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих «Меркурий» вступительный взнос составляет 15 тыс. рублей.

1) установленного судом размера вознаграждения арбитражного управляющего;

2) срока, на который назначен арбитражный управляющий;

3) процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.).

Свой порядок определения размера регулярного взноса и его уплаты установлен в НАУФОР; размер взноса при этом зависит от двух факторов: 1) вид деятельности члена СРО и 2) размер собственных средств члена СРО.

Т.к. для определения размера собственных средств и, соответственно, размера членского взноса используются данные отчетности члена СРО на последнюю отчетную дату, регулярный членский взнос, в отличие от СРО арбитражных управляющих является не ежемесячным, а годовым.

Как указывалось выше, по общему правилу СРО и входящие в них члены не отвечают по обязательствам друг друга.

Однако, многие СРО предусматривают создание т.н. «компенсационных фондов», которые используются для обеспечения исполнения обязательств членов СРО перед третьими лицами, минимизации рисков третьих лиц при осуществлении членами СРО своей деятельности.

Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Это касается в первую очередь тех СРО, которые создаются на основе принципа «обязательного членства» (т.е. членство в которых является обязательным условием для осуществления того или иного вида деятельности), и деятельность членов которых имеет особенно важный характер.

Например, статьей 25.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрено, что в СРО арбитражных управляющих должны быть сформированы компенсационные фонды.

Целью их создания, согласно указанному ФЗ, является компенсация ущерба, причиненного третьим лицам в результате деятельности арбитражных управляющих.

При этом, размер компенсационного фонда не может быть меньше 20 миллионов рублей, а взнос каждого члена СРО арбитражных управляющих в указанный фонд – не менее 200 тыс. рублей.

Также, например, обязательное создание компенсационного фонда предусмотрено в каждой СРО оценщиков (ст. 24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»).

Законом предусмотрено, что обязательный взнос в компенсационный фонд каждого члена таких СРО, должен составлять не менее 30 тыс. рублей.

В градостроительной сфере также предусмотрено создание подобных фондов. Так, согласно ст. 55.4, ст. 55.16 ГрК РФ, в соответствующих СРО создаются специальные «компенсационные фонды возмещения вреда».

Компенсационные фонды имеют специальный правовой режим – использование их средств на иные, кроме выплат компенсаций цели, невозможно.

Почему организация называется саморегулируемой

При этом, порядок осуществления компенсационных выплат определяется законодательством и уставами СРО.

  • Появляется возможность участвовать в госзакупках и других тендерах, где наличие допуска СРО – обязательное требование.
  • Имиджевые преимущества: наличие допуска СРО – своего рода знак качества для компании.
  • Каждый участник СРО может использовать возможности организации для повышения профессионального уровня своих сотрудников при помощи разрабатываемых СРО образовательных программ.
  • Интересы участников СРО в суде и государственных органах при необходимости представляют юристы СРО.
  • Если участник нанес ущерб третьим лицам или, наоборот, убытки понес сам участник, он может использовать средства компенсационного фонда СРО.
  • В рамках СРО удобно обмениваться знаниями и другой информацией.
  • В большинстве СРО членам организации оказывается правовая и бухгалтерская поддержка.

Как финансируется СРО

Закон №315-ФЗ установил несколько способов финансирования некоммерческих партнерств:

  1. Взносы участников СРО. Это и вступительные, и членские, и целевые поступления. Их размер устанавливают сами СРО, государство в этот процесс не вмешивается.
  2. Добровольные пожертвования участников СРО, имущественные взносы.
  3. Доходы от предоставления сведений об участниках СРО на платной основе.
  4. Доходы от образовательных и аттестационных услуг, оказываемых участникам СРО.
  5. Доходы от размещения на банковских депозитах взносов участников СРО.

Кто должен вступать в СРО, условия членства, как вступить

По общему правилу участие (членство) в СРО для субъектов предпринимательской  (профессиональной) деятельности является добровольным, т.е. решение об этом принимается субъектами самостоятельно (п. 1 ст. 5 ФЗ о СРО).

Еще по теме  Статья 21. Основные права и обязанности работника

Однако, та степень важности, которую придает государство деятельности СРО, подчеркивается не только принятием специальных законов об их организации и деятельности – в некоторых случаях наличие членства в СРО непосредственно влияет на возможность лица осуществлять тот или иной вид деятельности.

Так, например, если по общему правилу правосубъектность коммерческих организаций является общей, т.е. такая организация может осуществлять любые виды деятельности, то, согласно ч. 3 п. 1 ст. 48 ГК РФ, для осуществления юридическими лицами отдельных видов деятельности предусмотрено обязательное условие – такое юридическое лицо должно являться членом соответствующей СРО.

Одним из последствий нарушения указанного правила является то, что, если для исполнения заключенного договора одна из его сторон должна состоять в СРО в какой либо сфере, то в случае, если такая сторона договора не является членом СРО, другая сторона вправе потребовать не только расторжения договора, но и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с пдп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ осуществление юридическим лицом деятельности без членства в СРО либо без выданного СРО обязательного свидетельства о допуске к выполнению такого вида работ, если членство (наличие свидетельства о допуске) признается обязательным условием осуществления деятельности, является основанием для ликвидации такого юридического лица.

Некоторые последствия нарушения правила об обязательности участия в СРО предусмотрены и специальными федеральными законами, регулирующими деятельность в отдельной сфере.

Проектирование и строительство

Так, например, согласно пдп. 12 п. 1 ст. 39.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть лишен Центральным Банком РФ лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, если будет нарушено требование об обязательном членстве в соответствующей СРО.

Направления деятельности, для осуществления которых необходимо членство в соответствующей СРО, определены федеральным законодательством.

Например, обязательное членство в СРО необходимо для лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке (ст. 1 ФЗ о СРО на финансовом рынке),

В соответствии с законодательством в настоящее время обязательное членство в СРО предусмотрено, например, для лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке (ст. 1 ФЗ о НКО в сфере финансового рынка), деятельность в градостроительной сфере (ст. 55.8 ГрК РФ) и т.д.

Для вступления в СРО заинтересованное лицо должно отвечать некоторым требованиям, которые устанавливаются законодательством и уставами соответствующих конкретных СРО.

наличие высшего математического и (или) экономического образования;

отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления или преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Отметим, что, в соответствии с п. 3 указанной статьи, соответствующим СРО актуариев предоставлено право устанавливать собственные, не предусмотренные законом требования.

Аналогичное требование об отсутствии неснятой или непогашенной судимости предъявляется к лицам, вступающим в СРО оценщиков (ст. 24 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, для оценщиков ст. 24.6 и ст. 24.7 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность по заключению договора страхования ответственности перед третьими лицами на сумму не менее 300 тыс. рублей.

Процедура вступления в саморегулируемую организацию

  • проектные, изыскательские и строительные компании, а также ИП, которые работают с застройщиками без посредников;
  • компании в сфере инженерных изысканий, которые работают на государственных или муниципальных земельных участках (чтобы принять участие в тендере на право проведения таких работ, необходимо состоять в СРО);
  • компании, работающие в рамках федеральной программы капремонта многоквартирных домов;
  • компании, участвующие в закупках на сумму свыше 3 миллионов рублей;
  • застройщики, самостоятельно проектирующие и возводящие здания.
  • компании и индивидуальные предприниматели, работающие по договорам, не превышающим 3 миллиона рублей. Если вы не планируете превышать эту планку, можно оказывать услуги и без СРО. Эта норма удобна для компаний, которые только выходят на рынок и не имеют свободных средств для оплаты взносов в саморегулируемую организацию. Впоследствии можно без проблем вступить в СРО. Естественно, некоторые предприниматели, не желая вступать в СРО обходят это ограничение, разбивая сделку на несколько договоров по 3 млн рублей;
  • субподрядчики во всех сферах – инженерные изыскания, проектирование, строительство;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • компании с долей государственного или муниципального участия свыше 50%;
  • физлица, занимающиеся строительством и ремонтом собственных построек.

Как вступить в СРО

Этап 1. Изучение СРО, представленных в регионе, выявление необходимости вступления.

Все саморегулируемые организации, действующие в сфере строительства в РФ, внесены в единый государственный реестр, который ведется Ростехнадзором. На сайте этого ведомства и можно ознакомиться с данным реестром. Работает фильтр по типу СРО, региону, населенному пункту, дате внесения в реестр. Для каждой СРО размещена информация об органах управления, размере компенсационного фонда, есть ссылка на сайт организации, где указаны размеры взносов.

Этап 2. Выбор СРО.

В большинстве регионов действуют 1-2 саморегулируемых организации одного типа, так что долго терзаться выбором не придется. При желании можно вступить и в СРО другого региона, но это не всегда удобно с точки зрения взаимодействия с руководящими органами СРО.

Этап 3. Подготовка и сдача необходимых для вступления в СРО документов.

Перечень бумаг состоит примерно из десятка наименований (подробнее о нем в соответствующей главеследующем разделе). Можно собрать документы самим, можно поручить это специализированной юридической фирме, таких на рынке немало. В некоторые СРО заявку можно подать в электронной форме.

Этап 4. СРО проводит проверку и правовую экспертизу представленных документов.

Если всё в порядке, саморегулируемая организация на общем собрании своих участников принимает решение о принятии в состав СРО нового члена.

Этап 5. Оплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО.

Этап 6. Решение собрания СРО о приеме нового участника вступает в силу.

Список документов обычно прописывается в Положении о членстве в СРО. Для индивидуальных предпринимателей и юрлиц он отличается.

Документы, которые должен предоставить ИП Документы, которые должно предоставить юрлицо
Заявление о приеме по форме СРО (образец обычно находится на сайте СРО). Здесь же указывается, планирует соискатель участвовать в тендерах или нет.
Копия свидетельства о госрегистрации ИП Копия свидетельства о госрегистрации юрлица
Копия всех страниц паспорта Копии учредительных документов юрлица
Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП (если предприниматель зарегистрирован до 1 января 2004 года) Копия приказа либо выписка из протокола собрания акционеров/участников ООО о назначении руководителя
Копия свидетельства о постановке ИП на налоговый учет Свидетельство о внесении записи о юрлице в ЕГРЮЛ, если это событие произошло до 1 июля 2002 года
Документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего документы, если это не сам ИП (доверенность, приказ о назначении и т.п.) Копия свидетельства о постановке юрлица на налоговый учет
Документы, подтверждающие соответствие ИП квалификационным стандартам СРО (документ об образовании, повышении квалификации, стаже работы по специальности; сведения о наличии необходимого имущества и другие бумаги, отраженные в упомянутом стандарте на сайте СРО) Документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего документы, если это не руководитель юрлица (доверенность, приказ о назначении и т.п.)
Документы, подтверждающие соответствие юрлица квалификационным стандартам СРО (подтверждение квалификации, образования и стажа руководителя; сведения о наличии необходимого имущества и прочие документы, отраженные в упомянутом стандарте).
  • лицензия МЧС для работ с высокой степенью пожарной опасности;
  • лицензия ФСБ для работ, связанных с гостайной.

Каждый документ необходимо заверить подписью ИП или руководителя юрлица либо подписью другого уполномоченного лица и печатью ИП (если есть) или организации. Нотариальное заверение не требуется.

Еще по теме  Куда жаловаться на такси

В некоторые СРО требуется в течение 5-7 дней после вступления представить сведения о размере обязательств вновь принятого члена по договорам, заключенным в результате побед в тендерах за последний год.

Срок рассмотрения документов соискателей в разных СРО отличается. По общему правилу решение должны принять в течение двух месяцев после подачи заявления. После этого в трехдневный срок заявителю дается ответ о его принятии либо об отказе в членстве в СРО. При положительном решении не позднее, чем через 7 дней заявитель должен перечислить взнос в компенсационные фонды, а также вступительный взнос (если он предусмотрен). Как только деньги поступают на счет СРО, решение о принятии нового участника вступает в силу.

Таким образом, максимальный срок вступления в саморегулируемую организацию – 2 месяца и 10 дней.

  • Вступительный взнос.
  • Взнос в компенсационные фонды.

1 Компенсационный фонд для возмещения вреда от действий участников СРО. Деньги из него выплачиваются, если участник СРО нанес ущерб клиенту или другому лицу. Законодательством предусмотрено несколько «уровней ответственности», в зависимости от которых рассчитываются взносы в фонд. Каждый уровень ограничен размером контракта, заключаемого с заказчиком работ.

Почему могут отказать во вступлении в СРО

Для строительных СРО уровней ответственности – пять, для проектных и изыскательских – 4 уровня. Минимальный, первый уровень – для договоров до 60 млн. рублей. Максимальный, пятый, для контрактов на сумму свыше 10 млрд. рублей. Для строителей минимальные установленные законом взносы составляют от 100 тысяч рублей на первом уровне до 5 миллионов на пятом. Для проектных и изыскательских – от 50 тысяч до 1 млн. рублей. СРО могут устанавливать более высокие взносы.

2 Компенсационный фонд для обеспечения договорных обязательств в случае победы в тендере. Средства из него тратятся на возмещение ущерба от неисполнения договоров, заключенных в рамках госзакупок и коммерческих тендеров. Это фактически дубль обеспечения контракта, используемого в рамках закупки.

Минимальный размер такого фонда также установлен законом и зависит от такого же количества уровней ответственности, что и фонд возмещения вреда. Сумма взносов – от 200 000 до 25 млн. рублей для строителей и от 150 000 до 3,5 млн. рублей – для изыскателей и проектировщиков.

В этот фонд СРО также могут установить более высокие взносы.

Средства компенсационных фондов размещаются на депозитах в одном из 13 уполномоченных банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, ФК Открытие, Россельхозбанк, БинБанк, Промсвязьбанк, ВБРР и др.).

Не каждая СРО требует все три платежа (вступительный и в оба фонда). Например,

  • в Московской области в «Объединении строительных организаций среднего и малого бизнеса» отсутствует вступительный взнос, в компенсационный фонд возмещения вреда необходимо заплатить 100 000 рублей, в фонд обеспечения контрактов – 200 000 рублей (если участник собирается участвовать в тендерах).
  • В московской СРО «МОПОСС» вступительный взнос – 40 000 рублей, на возмещение вреда плата зависит от суммы договора на проектные работы и составляет от 50 000 до 1 млн. рублей. В фонд обеспечения страховых обязательств в зависимости от размера контракта плата составляет от 150 тысяч до 3,5 млн. рублей.
  • СРО «Строительный комплекс Вологодчины» за вступление в свои ряды берет 5000 рублей. В фонд возмещения вреда требуется заплатить от 100 тысяч до 5 млн. рублей (самая крупная сумма – для контрактов от 10 миллиардов рублей). В фонд обеспечения контрактов предлагается внести от 200 тысяч до 25 миллионов рублей.
  • В СРО «Строители Черноземья» в 2018 году вступительный взнос – 10 000 рублей, в компенсационный фонд возмещения вреда платится 100 000 рублей, в фонд обеспечения контрактов по тендерам – 200 000 рублей.

Как видим, стоимость вступления в СРО в каждом случае разная и зависит только от внутренних стандартов саморегулируемой организации. То же самое касается ежемесячных взносов, которые составляют от 5 до 80 тысяч рублей в квартал в зависимости от региона (могут взиматься ежемесячно, ежеквартально или раз в полугодие).

Помимо взносов в СРО могут потребоваться расходы на нотариальное заверение доверенностей (если документы подает представитель), и оплата комиссии для получения справок из различных ведомств.

  • Некомплект предоставленных на рассмотрение документов.
  • Несоответствие требованиям СРО (у ИП или руководителя юрлица нет требуемого образования, стажа работы, у компании – производственных мощностей, персонала и т.д.).
  • Членство ИП или юрлица в другой саморегулируемой организации.

Допуск СРО, осуществляемая сертификация

Для осуществления некоторых видов деятельности помимо собственно членства в СРО, заинтересованные лица должны получить специальный допуск (разрешение, квалификационный аттестат).

Очевидно, что требование по наличию специального допуска вызвано повышенной степенью важности осуществляемой деятельности и степенью риска при ее осуществлении.

Так, например, согласно пдп. 3 п. 3 ст. 24 ФЗ «О теплоснабжении» одной из обязанностей СРО в сфере теплоснабжения является разработка и утверждение требований к свидетельствам о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов теплоснабжения.

При этом, ст. 25 указанного ФЗ определены минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске. К ним, в частности, относятся требования к наличию специального образования и стажа работы в сфере теплоснабжения не менее 5 лет, требования к повышению квалификации не реже, чем 1 раз в 5 лет.

Отметим, что с принятием ФЗ от 02.06.2016 № 172-ФЗ для вступления в члены СРО оценщиков необходимо наличие квалификационного аттестата, а оценщики, которые являлись членами СРО оценщиков до 2017 года, соответственно, обязаны получить такой квалификационный аттестат.

Наконец, особо выделяются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность в сфере градостроительства (ст. 55.5 ГрК РФ).

Ограничения и контроль саморегулируемых организаций

Вопросам ограничений, которые существуют как для самих СРО, так и их членов, уделяется особое внимание.

Очевидно, что включение в ряд федеральных законов норм об ограничениях и порядке осуществления контроля продиктовано, прежде всего, тем, что, как указывалось выше, необходимость в создании СРО была вызвана, в том числе, невозможностью и нецелесообразностью осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов непосредственно государством.

Ряд ограничений призван обеспечить независимость самих СРО.

Так, например, согласно п. 13 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка СРО не может являться членом другой СРО, согласно ст. 19 указанного ФЗ СРО не вправе приобретать акции, облигации, выпущенные ее членами и т.д.

Следует обратить внимание, что ограничения установлены не только для самих СРО, как юридических лиц, но и на должностных лиц СРО. Так, согласно ст. 19 указанного ФЗ, руководитель СРО не вправе приобретать ценные бумаги, выпущенные членами СРО и т.д.

Указанной статьей также предусмотрено требование о том, что во внутренних документах СРО должны быть предусмотрены меры по предотвращению конфликта интересов самой СРО, ее работников.

Контроль за соблюдением СРО законодательства и ограничений осуществляется специально уполномоченными государственными органами и иными лицами.

Например, помимо общего надзора и контроля за деятельностью СРО, осуществляемого органами Прокуратуры РФ, ФНС РФ и т.д., существует т.н. специальный контроль.

В отношении СРО, создаваемых  в сфере финансового рынка такие функции специального надзора и контроля осуществляются ЦБ РФ.

При этом, учитывая ту роль, которую играют СРО в настоящее время, законодательством достаточно подробно указаны как основания для проведения контроля, так и порядок проведения.

Так, пунктом 15 ст. 55.6 ГрК РФ предусмотрено, что в отношении каждого члена СРО, создаваемой в сфере градостроительства, должно вестись специальное дело, в которое, в том числе, входят документы о результатах проверок его деятельности.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector