Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Законы ману преступления и наказания

Материалы

Институт преступления и наказания в Древней Индии

Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения в ЗМ положен не характер самого правонарушений, а наказание за него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом — искупление.

— убийство брахмана;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

— пьянство;

— кража;

— прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником (ЗМ, XI, 55).

Эти же деяния отнесены в другой главе (IX, 235) к разряду деликтов-преступлений, следствием которых являлось наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Характерно, что такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

Само понятие преступления можно применять лишь условно при характеристике права древнего мира, ибо в это время не проводилось еще четких различий между частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением. В Арт. (III, 16) положения о продаже несобственником и невозвращении долга даны в логической связи и трактовались в понимании ущерба, наказуемого штрафом (Арт., III, 16 (2). Правда, Ядж. оперирует понятием тяжкого проступка т.е. преступления, исключающего отсрочку для ответчика дачи показаний на заявление истца — потерпевшего.

Источники афинского права

— из признания форм вины (умысел или неосторожность);

— необходимой обороны;

— рецидива;

— соучастия;

— обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказания, и пр.

Так, хозяин не отвечал за нахождение в его доме чужой женщины, если не знал об этом или если она находилась там вопреки его воле (Арт., III, 4, (8). Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов (ЗМ, VIII, 349). При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в ведах (ЗМ, VIII, 350).

Учитывалось иногда, что преступник действовал не по своей воле, а по прямому указанию лица, от которого зависел. Штраф, налагаемый на него, был в этом случае вдвое меньше штрафа, налагаемого на подстрекателя. Смягчающими обстоятельствами признавались беда или несчастье, постигшее преступника.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признавались групповой характер преступления (Арт., Ill, 19(16), рецидив и пр. При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип.

По ЗМ на брахмана в этом случае накладывался больший штраф, чем на шудру. Оскорбление жены наказывалось, например, вдвое меньшим штрафом, чем оскорбление чужой женщины (Арт.,Ш, 18(5). Особо наказывались преступления, затрагивающие интересы царя и храма. Так, например, ЗМ предписывают казнить без промедления взламывающих царский склад, арсенал или храм (VIII, 280).

Отсутствие сколько-нибудь полного перечня так называемых государственных преступлений: характерная черта древневосточного права. Но даже это свидетельствует о том, что право выделяло их. Нарада, например, предусматривала тяжкое наказание за незаконное ношение оружия с «вражескими» намерениями. Арт. (Ill, 18(12) определяет самый высокий штраф за поношение своей страны или деревни.

Выделялись и правонарушения, носящие характер святотатства, и должностные преступления. К первым относилось, например, такое деяние, как поношение богов и святынь (Арт., Ill, 18(12), заклад священного водоема (Арт., Ill, 10(2), ко вторым — мздоимство служащих царя, их злоупотребления, составление ложных приказов и пр. (ЗМ, IX, 231—232).

Заявление о возбуждении уголовного дела

Большая группа норм, входящих в общее понятие «насилие», касается преступлений против личности. Среди них первое место занимает убийство, влекущее за собой смерть преступника. «Убийство убийцы — открытое или тайное никогда не является для убивающего грехом» — провозглашено в ЗМ (VIII. 351). Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же брахман не мог быть наказан смертной казнью даже за убийство.

было ли избиение с кровью или без крови или «почти до смерти», была ли сломана рука или нога, выбиты зубы, отрезаны уши, нос, потерял ли потерпевший способность говорить, двигаться, принимать пищу. В последнем случае наряду со штрафом требовалось возмещение расходов на лечение (Арт., Ill, 19(12). Групповые побои влекли удвоенную сумму штрафа для каждого преступника.

К оскорблению словом Арт. (Ill, 18(1) относила «поношение, посрамление и угрозу», при этом учитывался прямой и тайный смысл оскорбительного слова, а также соответствовало ли оно действительности, например, при оскорблении умалишенным, прокаженным. С этой целью привлекались показания лекарей, близких людей.

Как и жизнь, достоинство людей в шастрах расценивалось в зависимости от сословно-варновой принадлежности. Если оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны наказывалось, как правило, штрафом (ЗМ, VIII, 276, 268 и др.), то такое же преступление шудры в отношении дважды рожденных влекло за собой телесное наказание, внушающее трепет: отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию (ЗМ, VIII, 270—280).

Шпаргалка: Преступление, наказание и судебный процесс по Законам Ману 2

Когда меняют паспорт

«Ту часть тела, какой шудра ударит брахмана, — провозглашает Арт. (Ill, 19(8), — следует у него отрубить». Характерно, что в одном ряду с оскорблением действием в Арт. рассматривается и повреждение чужой вещи, и нанесение ударов чужому скоту .(III, 19(23,26,27).

Еще по теме  Как приватизировать дачный участок: с чего начать оформление, порядок и пошаговая инструкция

Прелюбодеяние было одним из первых известных шастрам великих грехов и тяжких преступлений. В ЗМ нормы о прелюбодеянии идут вслед за убийством. «Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергать наказанию, внушающему трепет» — гласит правило ЗМ (VIII, 352). Все виновные в прелюбодеянии (которому в шастрах дается очень широкая трактовка, включающая, в частности, тайную беседу с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и пр.

) подлежат смертной казни. Характерно, что проституция жены с согласия мужа не наказывалась (ЗМ, VIII, 362; Нарада, 1, 183 и др.). Шастры не проводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием (лишение чести девушки против ее воли) ЗМ, VIII, 364). Это преступление влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев, если преступник был не равен по положению с потерпевшей.

Равный по положению отделывался высоким штрафом. Неверную жену, «обнаглевшую вследствие знатности родственников», ЗМ рекомендовали затравливать собаками (VIII, 371), а ее сожителя сжигать на раскаленном железном ложе. Наказывался мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной, при этом учитывалось ее социальное положение и была ли она охраняема или нет. Если шудра сожительствовал с женщиной из высшей варны, он подлежал кастрации.

Значительное место в шастрах занимали и имущественные преступления: кража, грабеж, которые рассматривались как однопорядковые явления с преступлениями против личности, клеветой, прелюбодеянием, ибо имущество в правосознании древнего индуса являлось как бы продолжением личности, было неразрывно связано с нею.

В имущественном плане рассматривалось, например, положение женщины и жены. Отсюда частые ассоциации в дхармашаст-рах прелюбодеяния и потравы поля (женщина считалась воплощением поля, мужчина — семени (ЗМ, IX, 32—33). Характерно, что Яджнавалкья под тяжким преступлением понимает смертоубийство, а также уничтожение чужого имущества.

Выселение из квартиры

В полном соответствии с этой догикой «светская» Арт. (книга III, гл. 19) под единой рубрикой «Оскорбление действием» помещает правовые нормы, касающиеся оскорбления словом или действием, нанесения телесных повреждений, убийства, кражи, повреждения чужой вещи (в том числе деревьев), нанесения ударов и ран чужому скоту и пр.

В шастрах проводятся, однако, четкие различия между грабежом, или насильственными действиями присвоения вещи в присутствии собственника, и кражей — в отсутствие собственника, к которой приравнивалось отрицание получения чужой вещи на хранение и пр. (Арт., Ill, 17, (1,2). Наказание варьировалось в зависимости от стоимости похищенного и варновой принадлежности преступника.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не считалось преступлением (ЗМ VIII 339,341).

Захват (грабеж) наиболее ценного имущества: крупного рогатого скота, людей, домов, золота, по Арт. (Ill, 17(19), влек за собой крупный штраф. По ЗМ похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, захват же коров — отсечением половины ноги (ЗМ, VIII, 32?—324).

Из этого, как и из других примеров, можно сделать вывод, что предписания Арт. носили в ряде случаев более гуманный характер. Объясняется это видимо тем, что наказания, предусматриваемые Арт., имели более действенный характер, чем в дхармашастрах, главной целью составителей которых было не строгое применение предписаний о наказаниях, а предупреждение, предостережение преступника о тех тяжких последствиях (часто самых невероятных), которые его ждут. Угрозы излагались в ЗМ даже в самой общей, декларативной форме, не сопряженной с конкретной санкцией.

— заточением;

— заковыванием в цепи;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

— различными видами телесных наказаний.

— замечание;

— выговор;

— штраф;

— телесное наказание;

— смертная казнь.

Но в нем не упоминаются ни позорящие наказания: клеймение, обритие головы и пр., ни изгнание из страны, касты, семьи, которые в действительности применялись, о чем свидетельствуют другие шлоки.

В ЗМ различается простая (отрубание головы) и квалифицированная (сажание на кол, утопление и пр.) смертная казнь (IX, 279), которая в ряде случаев могла быть заменена уплатой высшего штрафа, т.е. 1000 пан (средний штраф — 500 пан, низший — 250 пан), что ставило в неравное положение бедного и богатого преступника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древние цивилизации Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот – появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались основы мировых религий.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность, и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Отметим, что принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличии от запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.

Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Все особенности исторического развития государств Древней Индии неменуемо влияли и на развитие правовой системы. Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии, а древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Еще по теме  Что такое дивиденды по акциям и как их получить

Наследство первой очереди

Наказание по законам МануЗаконы Ману – один из самых известных источников права Древней Индии, наиболее ярко отражающий деление общества Древней Индии на варны. Они содержат 2685 статей, из которых около 500 посвящены наложению наказаний за различные проступки.

для него ничего не значит имя того, кто не исполняет своей дхармы. Но вид и форма наказания зависели от состава преступления, в том числе и субъекта: был ли виновный про­стым человеком или относился к варнам, был ли виновный по принадлежности равным с потерпевшим или принадлежал к более низкой варне .

Так, если какой-либо простой человек должен быть оштрафован на одну каршапану, тогда (за то же преступление) царь должен быть оштрафован на тысячу. Инте­ресно отметить, что для брахманов закон устанавливал повышенную ответственность по сравнению с представителями нижестоя­щих трех варн (ст. 337–338 главы VIII).

При этом пояснялось, чем руководствовался законодатель: «соответственно пониманий каж­дым из них сущности добра и зла». Но, к сожалению, законодатель не был последовательным в этом вопросе и придерживался данного правила только тогда, когда речь шла об имущественном наказании. Во всех других случаях, когда статьей предусматривалось применение телесных наказаний или смертной казни, законодатель по­ступал наоборот, предписывая, что «никогда нельзя убивать брахма­на» (ст.

Иногда законодатель особое внимание обращал на пол винов­ного (мужчина или женщина – ст. 371, 372 главы VIII), возраст (девушка, женщина, дети, старые – ст. 369, 370 главы VIII; ст. 230 главы IX), на занимаемую должность (служащий, советник, судья, царь – ст. 231, 234 главы IX; ст. 336 главы VIII), на физическое состояние (пьяница, больной – ст. 237, 230 главы IX) и другие особенности субъекта (см. Приложение).

Особенно четко законодатель выразил свое отношение к на­личию умысла у виновного, т.е. к субъективной стороне преступ­ления. Правда, такая четкость присуща не всем нормам права. Ст. 242 главы IX предусматривала, что виновные в осквернении ложа гуру, не принадлежащие к четырем варнам и «совершаю­щие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения соб­ственности, но «совершающие» намеренно – «изгнания», т.е.

наличие умысла в данном случае значительно увеличивает от­ветственность за содеянное. Но законодатель не всегда последо­вателен и в данном вопросе, т.к. в некоторых статьях либо вооб­ще не упоминается о субъективной стороне, либо она не учитывается при определении наказания. Так, ст. 288 главы VIII устанавливала, что кто портит имущество кого-либо, тому полагается возместить ущерб и внести царю штраф, равный ущербу.

Таким образом, понятие преступления можно применять лишь условно при характеристике права Древней Индии, ибо в это время не проводилось еще четких различий между частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением. Однако уже различались понятия «умысел» и «неосторожность». В основу разграничения преступлений в Законах Ману положен не характер самого правонарушения, а наказание за него.

Глава 1. Преступление и наказание по законам ману

В основном о наказании говорят нормы статей глав VIII и IX.

Особенностью законов Ману является преобладание религиозных норм, которые содержат правила должного поведения всех варн, а в случае их несоблюдения виновные карались тяжкими заболеваниями при жизни или мучениями после смерти (ст.170 гл.III, ст. 75,82,88-90,94,98-100 гл.VIII)1. «Чёрным, красноглазым, уничтожающим преступников» описывают законы Ману наказание, «правящее всеми людьми», «подчиняющее весь мир» и «ограждающее народ от возмущения» (ст. 22,24,25 гл.VII). Согласно ст.18 гл.

VII, наказание является воплощением дхармы – совокупности религиозно-правовых предписаний, правил должного поведения для каждой варны. Назначение наказания состоит в сохранении порядка и охране людей от преступлений, а также очищении преступника от греха2. В главе XI содержится много статей, регулирующих порядок очищения преступника, в основном, в виде аскетических подвигов или принесения жертв, но правового значения эти нормы не имеют.

Целью наказания являлось возмездие преступнику, предупреждение новых преступлений и устрашение (ст.262,263 гл. VIII)3. Устрашению отвечало содержание ст.288 гл.IX: «Все тюрьмы должны располагаться вблизи главных улиц, где все могли бы видеть страдающих и обезображенных преступников», а также ряд публичных наказаний, в том числе публичная смертная казнь4.

В наибольшей степени законы Ману защищали брахманов как представителей высшей варны. Преступления против брахманов считались грехом, наказание за них были самыми строгими (ст. 165-168 гл.IV)5. Они запрещались многими религиозными нормами (например, ст. 165-168 гл.III; ст.205-208 гл.XI)6. За притеснение брахмана виновный подлежал телесным наказаниям (ст.248, гл.IX)7.

Правом налагать наказания по законам Ману обладал царь, который рассматривал дела о преступлениях (ст.26 гл.VI)9. При рассмотрении учитывался мотив преступления, время, место совершения, способ и состояние виновного. Отягчающими обстоятельствами были преступления, совершённые ночью, умышленно, с применением насилия или причинением ущерба (ст.276 гл. IX)10.

Смягчающими обстоятельствами являлись: отсутствие умысла (неосторожность) на совершение преступления или если деяние совершал ребёнок, старик, беременная женщина (ст.126,220-231,262,263,341 гл.VIII, ст.239 гл.IX11). Царю предписывалось решать дела по справедливости, в противном случае его могли изгнать вместе с родственниками из страны и даже казнить (ст.19,302-309 гл.VIII)12.

утопление, сжигание, посажение на кол, затаптывание и разрывание животными, заливание горла свинцом и простая казнь – отрубление головы). Смертная казнь назначалась за особо тяжкие преступления: ложное донесение, подкуп советников царя, убийство женщины, детей и стариков, служение врагам царя (ст.232 гл.IX).

Еще по теме  Излишки земли можно оформить в собственность: новый закон 2019

Последовательность назначения наказаний дана в ст.129 гл.VIII: замечание, выговор, штраф и телесные наказания, но при этом, ст.130 гл.VIII предписывает «в исключительных случаях» назначать все 4 вида наказаний14.

Максимальная стоимость ОСАГО

Древние индусы верили в одушевлённость всех вещей и считали их продолжением владельца, поэтому процесс наложения наказания за преступления против собственности детально регламентирован в законах Ману. Ст. 302 гл.VIII предписывала царю крайнее старание в обуздании воров. Если он не наказывал преступника, то сам считался вором (ст.316 гл.VIII). В ст.310 гл.VIII перечислены виды наказаний за воровство: заточение, заковывание в цепи и различные телесные наказания15.

Законами защищалась собственность всех варн (ст.40 гл.VIII). Рабы не могли быть собственниками, поскольку сами считались вещью (ст.417 гл.VIII)16.

Охране права собственности посвящены в основном статьи 320-331 гл.VIII. Наказание зависело от обстоятельств (кража с проломом стены была самым тяжким из всех преступлений против собственности), размера украденного и знакомства с потерпевшим (если преступник знал владельца, наказание было меньше). Сословное положение преступника, как правило, не имело значения17.

Большинство из преступлений против собственности наказывались штрафом, телесными и членовредительскими наказаниями (как правило, отсечением рук). Отсечение руки вора многие комментаторы связывают с существованием символического талиона. Законы Ману предписывали отсечь у преступника ту часть тела, которой он действует против людей (ст.279 гл.IX).

первая кража наказывалась штрафом или отсечением 2 пальцев, при второй следовало отсечь руку и ногу, при третьей преступнику назначалась смертная казнь. По ст. 341 гл.VIII не наказывалась кража при крайних обстоятельствах (при отсутствии средств существования), но только совершённая дваждырожденными19.

Кража собственности недееспособных опекунами, а также кража царскими слугами имущества, переданного на хранение, наказывались смертной казнью (ст.29, ст.34 гл.VIII). Телесное наказание и штраф назначались за повреждение имущества, животных, деревьев, незаконное требование долга и невозврат долга (ст. 48,51, 152,192,193, 257,263,264,285-288 гл.VIII)20.

Одной из целей законов Ману была охрана общественного порядка. Она достигалась путём установления наказания за оскорбление словом. Оно зависело от варновой принадлежности преступника и потерпевшего и варьировалось от штрафа различной суммы до телесных наказаний и членовредительства (ст.267-278 гл.VIII).

Законы Ману содержали норму, по которой причинение смерти по неосторожности влекло ответственность в виде штрафа, равного штрафу за воровство (ст.295,296 гл.VIII). Не наказуемы были побои жены, сына, ученика, раба, брата в целях воспитания, но учитывалась сила ударов. В случае нанесения побоев с целью причинить вред, назначалось наказание в виде штрафа, также равного штрафу за воровство (ст.299,300 гл.VIII)23.

Заочное производство не допускается

Существовал институт необходимой обороны – дваждырождённым разрешалось убивать, защищая самих себя, женщин, брахмана и при охране жертвенных даров. В этом случае они освобождались от ответственности (ст. 348,349-351 гл. VIII; ст.80,81 гл.XI)24. Наказуемо было похищение людей. Особенно защищались от преступления родовитые женщины (ст.323 гл.VIII)25. За их похищение назначалась смертная казнь. Преступлением являлось неоказание помощи. Согласно ст.274 гл.IX, оно каралось изгнанием26.

Особо охранялся законами Ману институт семьи, поскольку браки заключались по принципу эндогамности, чтобы не допустить смешения варн. Цели наказаний за преступления против семьи и нравственности чётко определены в ст.359,368,385 гл.VIII: охрана женщины, устрашение и предупреждение повторных преступлений27.

для женщин посредством затравливания собаками, для мужчин – сжиганием заживо на железном листе (ст.371,372 гл.VIII). Брахманам обривали голову и изгоняли из страны (ст.378 гл.VIII). Запрещалось сожительство с представителями более высокой варны. Преступники платили штраф, в некоторых случаях применялась конфискация, шудры подлежали простой смертной казни (ст.373-378 гл.VIII).

В зависимости от варновой принадлежности преступника наказание могло быть альтернативным. Например, изнасилование каралось телесным наказанием (ст.364 гл.VIII) или отрезанием 2 пальцев вместе с уплатой штрафа (ст.367 гл.VIII). За отказ содержать отца, мать, жену, сына преступник платил штраф28.

Законы Ману регулировали отношения участников судопроизводства. За лжесвидетельство и неверное правосудие вина делилась между виновным, царём, лжесвидетелем и всеми судьями. Но если осуждённый виновен, грех был только на нём (ст.18,19 гл.VIII). Исходя из смысла ст.74 гл.VIII, за лжесвидетельство полагалась конфискация, также оно запрещалось многими религиозными нормами (ст.

75,82,88-90,94,98-100 гл.VIII). Однако из благочестивых побуждений обман на суде поощрялся (ст.103,104 гл.VIII). Если впоследствии открывался обман, ложное решение отменялось, лжесвидетель подлежал штрафу в зависимости от побуждений (ст.117,120,121 гл.VIII), затем изгонялся. Брахман – только изгонялся29.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

За взятку судьи наказывались конфискацией. Если судья изменял решение – платил двенадцатикратный штраф и отстранялся от должности (ст.231 гл.IX).

Прописка без права собственности

Ряд статей законов Ману направлен на охрану государственного строя. К преступлениям против государства относились расхищение государственной казны, кража государственного имущества, противодействие исполнению приказов, поощрение врагов. Наказывались они по выбору царя (ст.228,275 гл.IX). За поломку городской стены или городских ворот преступник подлежал изгнанию (ст. 289, гл.IX).

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector