Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Регистрация дома на муниципальной земле

Статьи

Когда участок можно получить бесплатно и наоборот?

🖋 в кадастровой палате — выписку из земельного кадастра, паспорт участка с указанной рыночной стоимостью, справку про недвижимость на участке, выписку для вступление в права наследника, документ формы ЕГРП №3 на наследодателя;

🖋 в паспортном столе — справку с места регистрации, документ, который подтверждает степень родства с наследодателем;

🖋 у нотариуса — заверенное завещание.

🖋 наследодатель получил землю также в наследство — выписка из налоговой;

🖋 недвижимость входит в состав дачного кооператива — устав кооператива — документ из ЕГРЮЛ, который можно получить территориально в налоговой;

🖋 паспорт наследника;

🖋 свидетельство о смерти наследодателя;

🖋 юридически заверенное свидетельство о наследовании;

🖋 кадастровый паспорт;

Можно ли узаконить самострой

🖋 квитанцию об оплате госпошлины.

Оформить участок под собственным домом можно, если на строении нет ограничений и арестов, земля имеет установленные нормативами размеры под застройку.

Для бесплатного оформления, соблюдаются следующие условия:

  • оформить право собственности можно, если оно возникло до ноября 2001 года;
  • если дом получен по наследству в любой период, но право наследника возникло до ноября 2001 года;
  • также бесплатно могут оформить участок собственники, которые до ноября 2001 года получили участок на правах бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, подтвержденного документально.

В любом из перечисленных случаев не нужно вносить плату или запрашивать дополнительное разрешение в администрации.

. Тогда земля перейдет по договору купли-продажи, заключенному с администрацией.

Что считается самостроем?

Самостроем признается объект с рядом характеристик:

  • Возведен на участке, который не был оформлен соответствующим образом в полноценную собственность.
  • Сооружение было построено на земле, целевое назначение которой не предполагает строительства в рамках ее границ.
  • Возведен дом или иное строение без согласования с административными ведомствами.
  • Строительство происходило с игнорированием градостроительных норм и других требований. К примеру, правила пожарной безопасности или установки санитарно-эпидемиологической службы.

Если объект соответствует хотя бы одной из указанных позиций, то владельцу нужно быть готовым к взыскательным и ограничивающим мерам со стороны контролирующих структур. Чтобы не допустить такого развития событий, нужно разрешить вопрос относительно узаконивания строения.

Требуемый пакет документов

Согласно ст. 39.15 ЗК РФ изначально следует получить согласие на предоставление участка от органа, занимающегося в конкретном регионе согласованием данных вопросов.

Регистрация дома на муниципальной земле

Для этого собственник дома или несколько подает заявление.

В обращении следует сослаться на пп. 6, п. 2, ст. 39.3 ЗК РФ, дающий преимущественное право владельцам дома, расположенного на запрашиваемом участке.

Далее владелец недвижимости должен подготовить такой пакет документов в оригиналах и копиях:

  • паспорта собственников дома, если среди них есть несовершеннолетние дети до 14 лет, нужно свидетельство о рождении;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на дом, например, выписка из ЕГРН;
  • перечень существующих на участке строений – жилых и хозяйственных, включительно с незарегистрированными;
  • схему расположения земли, кадастровый план. Ст. 11.10 ЗК РФ дает право на самостоятельное составление схемы, при наличии соответствующих знаний;
  • если оформлением занимается представитель, нужна доверенность, заверенная нотариусом.

Можно ли узаконить самострой?

Узаконить самострой можно, но при соблюдении конкретных условий:

  • участок оформлен в собственность;
  • категория земли позволяет возводить объекты недвижимости;
  • государственные службы не имеют претензий к построенному сооружению;
  • собственником были оплачены все обязательные налоги и штрафы за последние 3 года, предусмотренные налоговым законодательством.

В любом случае, при узаконивании самостроя потребуется придерживаться регламента. Если проигнорировать законодательные требования, собственнику нужно быть готовым к последствиям.

Процедура оформления права на земельный участок

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Еще по теме  Регистрация юридического лица через мфц

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

Регистрация дома на муниципальной земле

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Еще по теме  Является ли муж близким родственником по закону?

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

Как оформить в собственность землю, которая получена по наследству: особенности и правила

В настоящее время существует два способа сделать постройку законной. В первом случае потребуется обращение в судебный орган для признания права собственности на объект, а второй вариант предполагает участие в программе «дачная амнистия», предусматривающей упрощенный процесс регистрации земли и построек.

Судебная практика по переводу строений в собственность стала применяться еще в 2006 году, когда заниматься переоформлением начали владельцы гаражных построек, входящие в соответствующие кооперативы. При таком обращении суды достаточно быстро принимали положительное решение при условии, что оно не затрагивало интересы третьи лиц. Для объектов, которыми граждане владеют уже более 10 лет, предусмотрена упрощенная процедура регистрации.

Законодательством предусмотрено строгое наказание за строительство, совершенное без согласования с представителями государственных ведомств. На практике действуют два варианта.

Регистрация дома на муниципальной земле

Первый – при возведении объекта на участке земли, владельцем которого является другой человек. Этот сценарий подразумевает захват чужой собственности, что влечет за собой назначение штрафа. В соответствии со ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ физическим лицам придется уплатить одну тысячу рублей, юридическим лицам – до 20 тысяч рублей.

Второй вариант – возведение объекта на земле, которая не предназначена для строительства. В этом случае постройку придется снести и оплатить все сопутствующие издержки. Также придется погасить штраф, если для возведения объекта требовалось разрешение.

Законодательством предусмотрено два способа узаконивания самовольных построек: в судебном порядке и в административном.

Общий список, который необходим вне зависимости от обстоятельств:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • документы о праве собственности на участок. Помимо свидетельства, может понадобиться договор купли-продажи или бумага о вступлении в наследство – с учетом особенностей приобретения;
  • кадастровый и градостроительный план земельного участка;
  • технический паспорт на постройку. Для его получения придется обратиться в БТИ;
  • заключение технических экспертов, в соответствии с которым объект признан пригодным для эксплуатации;
  • справка об инвентаризационной стоимости недвижимости.

Дополнительно могут быть запрошены:

  • акт согласования границ;
  • акт экспертизы постройки;
  • письменное заявление от представителя администрации по поводу отсутствия претензий.

Цена за проведение процедуры регистрации складывается из следующих позиций:

  • государственная пошлина зависит от стоимости исковых требований. Расчет осуществляется по правилам ст. 333.19 НК РФ.
    К примеру, если цена иска – 20 тысяч рублей, то пошлина составит 4%;
  • за оформление доверенности, если истец решил действовать через представителя – около 1 тысячи рублей;
  • за проведение экспертизы, за согласование границ, за получение технического паспорта – затраты в этом случае зависят от региона. Но в среднем придется уплатить от 15 до 20 тысяч рублей.

Иск подается в мировой суд, если стоимость требований не превышает 50 тысяч рублей. При большей сумме заявление направляется в районный.

Решить все проблемы через администрацию можно, если постройка не требует специального разрешения на строительство.

Обычно в этом случае речь идет о небольших деревянных сооружениях на дачных и садоводческих участках.

Еще по теме  Приращение наследственных долей в 2020 году: ст. 1161 ГК РФ

Вступил в силу федеральный закон с внесением изменений в гражданский кодекс, поэтому с 4 августа 2019 года действуют новые правила узаконивания.

Дополнительно были введены новые правила легализации по отдельным типам самостроев.

ИЖС и ЛПХ

Участок из категории ИЖС предназначен для строительства на нем объектов любой категории, будь то жилые дома, сараи, подсобные помещения.

Регистрация дома на муниципальной земле

Узаконить самострой на участках ИЖС и ЛПХ проще всего.

Проблемы возникают при отсутствии разрешения. Для его получения нужно пройти процедуру административного узаконивания. Если местные власти по какой-то причине откажут в удовлетворении запроса, то заявитель всегда может обратиться в суд.

Гаражи

Если гараж возведен на участках, принадлежащих к дачным и садовым товариществам, можно избавиться от необходимости обращения в суд, если оформить объект как вспомогательную постройку.

Если строение носит капитальный характер, следует обратиться в местную комиссию по устранению самостроя.

Мансарда определяется как отдельный этаж, что требует обязательной регистрации в бюро технической инвентаризации. То есть для ее узаконивания нужно разрешение.

Что касается пристроек. Если она некапитальная (крыльцо, навес, балкон или терраса), то достаточно посетить отделение БТИ для внесения изменений в техническую документацию на дом. Если же пристройка носит капитальный характер, то есть она будет использована в дальнейшем для проживания, то узаконить ее можно только через суд.

На дачном участке

Перед строительством дома на дачном или садовом участке нужно известить об этом местную администрацию и приложить план-схему работ. После окончания потребуется привлечь кадастрового инженера для получения технического плана и декларации.

Эти документы нужно направить в администрацию, которая будет принимать решение о соответствии дома требованиям и о возможности регистрации прав на него.

При возведении объекта без уведомления собственник все равно может воспользоваться доступными послаблениями, заказав у кадастрового инженера план и декларацию для их подачи в МФЦ.

На чужой земле

В 2019 году изменились условия для сноса. Если ранее постройки, которые были возведены на бесхозном участке, в обязательном порядке подлежали ликвидации, то сейчас предусмотрена возможность сохранения.

Если объект соответствует нормативам и не мешает соседям, то собственник участка, где был возведен самострой, может сохранить постройку.

С недавнего времени появилась возможность легализации самовольной постройки даже при отсутствии документов о праве собственности на землю.

К примеру, при возведении сооружения на муниципальной земле, можно узаконить недвижимость, став собственником участка.

В целом, узаконивание самостроя так и остается обязательным во избежание проблем с законом. Новые правила несколько облегчают процедуру, но в любом случае гражданину придется посетить немало инстанций. Поэтому лучше изначально согласовать строительство с администрацией, чтобы избавиться от затрат, связанных с обращением в суд.

Цена вопроса

Самая затратная часть в данном деле – это кадастровые работы, стоимость которых начинается от 7 000 рублей. Цена обособления установленных границ от соседних участков равна 10 000 – 15 000 рублям. Официальное заключение геодезической организации стоит 2 000 рублей.

Госпошлина при регистрации прав для физических лиц равна 2 000 рублям или 350 рублей, если земля относится с сельскохозяйственным. Если необходимы выписки от Росреестра тогда придется потратить 250 рублей.

При переоформлении наследства по завещанию следует уплатить госпошлину, которая рассчитывается на основании степени родства и стоимости активов. Так для близких родственников она составит 0,3% от оценки имущества, для всех остальных, в том числе и компаний 0,6%.

При выкупе земли у администрации за основу будет браться средняя рыночная стоимость сотки земли в данном регионе.

Возможные сложности

На практике вопрос оформления земли под домом может осложняться такими вопросами:

  1. Нахождение земли в долевой собственности СНТ. Для получения права на регистрацию нужно положительное решение общего собрания собственников.
  2. Дом не достроен. Нет оснований для оформления земли до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Дом сгорел

узаконивания построек через скд

В таком случае имеется несколько вариантов решения проблемы:

  • возведение нового объекта;
  • получение прав на оформление земли без привязки к жилому объекту;
  • происходит привязка к остаткам дома, если по состоянию оценки специалистами БТИ от него осталось более 70%.

Согласно нормам, он существует в следующих случая:

  • объект находится в заповедной зоне или на территории культурного наследия;
  • участок включен в госрезерв или существует запрет на передачу в собственность физическим лицам;
  • существуют прочие ограничения согласно ЗК РФ, ГК РФ.

Заключение

Законодательно не запрещено узаконивать постройки, которые были возведены без получения официального разрешения. Вместе с тем, процедура требует подготовки специальной документации и соблюдения строгих правил проведения процедуры. Каждый гражданин имеет право на обращение в суд или на участие в госпроекте «дачная амнистия».

Землю можно переоформить бесплатно, если ее начали использовать до начала действия ЗК РФ. Собственники недвижимости на интересуемом участке имеют право преимущества на их оформление или выкуп.

Для регистрации прав собственности следует подготовить требуемый пакет документов и пройти процедуру согласования, формирования кадастрового плана и межевания земли.

Учитываются случаи получения оснований на оформление земли. После этого уплачивается госпошлина, и передаются документы на регистрацию прав в Росреестр.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector